Туризм

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ПРОСТОРАМ

 

Физкультурно-оздоровительная работа является приоритетной  в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения.

 Для полноценного физического развития дошкольников используются современные программы, технологии, инновационные опыты, которые помогают оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания с учетом медицинских показаний и индивидуальных возможностей ребенка во все периоды дошкольного детства.
         Современные программы предполагают различные формы работы, в том числе и проведение прогулок-походов, целью и задачами которых являются организация содержательного активного отдыха дошкольников, укрепление здоровья, закаливание посредством природных факторов, совершенствование двигательной сферы дошкольников, повышение мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, пропаганда туризма в системе дошкольного образования.

Прогулки-походы (дошкольный туризм) являются прекрасным средством активного отдыха.

Наше дошкольное учреждение, в сравнении с другими детскими садами города, имеет возможность в организации прогулок-походов с позиций его территориального расположения. Вместе с педагогами детского сада продуман и разработан маршрут следования, которым мы пользуемся на протяжении нескольких лет.

Прогулки-походы общедоступны и рекомендованы практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезной патологии. Универсальность прогулок-походов еще и в том, что они всесезонны, а значит, помогают добиваться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышению уровня физической и двигательной подготовленности детей.

В детском саду разработана модель взаимодействия персонала, которая позволяет грамотно распределить обязанности  между сотрудниками, которые ответственны за обеспечение безопасности и страховки детей во время прогулки-похода.

С учетом возможностей нашего дошкольного учреждения, возрастных особенностей детей, их состояния здоровья, а также климатических и погодных условий определена частота проведения прогулок-походов: для детей 4-5 лет – 1 раз в квартал, для детей 5-7 лет – 1 раз в месяц. Для детей 2-4 лет предусмотрены пешеходные переходы 1 раз в квартал, как начальный дошкольный туризм, за пределы участка дошкольного учреждения. Например, «Осенний букет для мамы», «На прогулку мы идем по переулку», «В гости к соседям» (на территорию близлежащего детского сада), «В поход иду - друга с собой беру» и т.п.

Тематика прогулок-походов для детей среднего и старшего дошкольного возраста различна: «В гости к утиной семейке», «За здоровьем в зимний лес», «Много веселья и шума в лесу» и т.п.

Прогулки-походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. А продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьба, передвижение на лыжах) способствуют совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование механизмов эффективной защиты от различных заболеваний. 

Ценность детского туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствуетсвою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки-походы воспитывают у детей важнейшие нравственные качества,учат налаживатьвзаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Обязательной составной частью туристического похода является работа по ознакомлению детей с историей родного края. Ребенок получает богатый чувственный опыт, который необходим для развития его мышления и речи. У детей развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа.

На прогулках-походах дети приобщаются к удивительному миру природы. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны. На каждой прогулке обращаем внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений.

Дети научены и с удовольствием выполняют ритуал приветствия перед входом в лес и ритуал прощания при выходе из него.

За 2-3 дня до обозначенной даты информируем родителей о проведении прогулки-похода, даем советы по подготовке снаряжения, подбору одежды и обуви с учетом погодных условий, по подготовке правильного минимального набора продуктов (сухарики, баранки, печенье). Дети с удовольствием перекусывают и пьют, в меру горячий,  чай на свежем воздухе. Любимыми спутниками юных путешественников стали рюкзачки, которые в нашем дошкольном учреждении имеются в достаточном количестве.

Систематическое  проведение прогулок - походов позволяет регулировать работоспособность детей и избегать эмоционально - психологического переутомления, которое накапливается у детей за неделю, месяц и сезон. Туристический поход в лес, к реке, к озеру – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности. Как известно, положительные эмоции –  удивление, восторг, радость – важнейшие факторы оздоровления. Для каждого педагога нашего детского сада здоровье детей – бесценно!