Сказкотерапия

 

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

- помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.);

- расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

- обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

- корректирует поведение и развитие речи;

- стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Схема терапевтической сказки:

  1. подбор героя (похожего на ребенка);
  2. описание жизни героя;
  3. помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
  4. герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

- нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

- сказкотерапия для дошкольников занятия изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

- сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии:

  1. простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т.д.;
  2. не стоит растолковывать мораль сказки;
  3. больше юмора;
  4. содержание сказки должно быть понятно ребенку.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

 

Этот рассказ пример сказкотерапии. Была задана тема о своем предназначении.

Сказка о спичке

Это была обычная кухня. Как многие другие. С важным холодильником, вечно пыхтящей и очень занятой плитой, бедняжкой раковиной, что вечно жаловалась на мокроту, на cтене тикали строгие часы.

Шкафчики жались к стене, и молчали, плотно закрыв дверцы, а стол вообще ни на кого не обращал внимания. Он стоял по середине и ему не было ни до кого никакого дела.

И вот, однажды, на кухне, появился коробок спичек.

Хозяйка только что принесла его с магазина и оставила на краю стола.

Столу это очень не понравилось и он решил скинуть коробок. Для этого он ткнул Хозяйку своим углом в бедро.

Хозяйка ойкнула и смахнула коробок на пол. Спички рассыпались.

Хозяйка быстро их собрала, но одна осталась незамеченной.

Проснувшись утром Спичка обнаружила себя на полу, без дома, без братьев и сестер.

Это была новенькая спичка, она джае не знала, что она спичка и зачем предназначена.

Каждую ночь, на кухне, оживали предметы и каждый рассказывал и хвастался своей ценностью.

Только спичка не знала, что рассказать, потому что понятия не имела в чем ее ценность.

Тогда она стала прислушиваться к другим.

Особым уважением пользовались предметы давно служившие хозяйке.

Они точно знали что делать и как это нужно делать. Хозяйка их очень любила.

Спичка стала лезть на глаза Хозяйке что бы быть полезной, но Хозяйка ее игнорировала.

Спичка стала мечтать о том дне когда она достаточно состарится для того, что бы ее заметили.

Но что же делать сейчас?

И спичка стала искать Своих.

Однажды Спичка познакомилась с зубочистками.

О! Они такие же как Я, Наверное Я зубочистка.

 

Когда в очередной раз Хозяйке понадобились зубочистки Спичка заявила о себе.

Хозяйка посмотрела на Спичку и ничего не сказав взяла соседнюю зубочистку.

«Ну почему? Что во мне не так? Я недостаточно худа?

Может убрать красивую головку?»

Именно в этот момент Хозяйка подходит к плите и достает коробок спичек.

«Они такие же как Я!»

Но тут Хозяйка чиркает спичку о коробок. Спичка сгорает и ее выбрасывают в мусорное ведро.

«О! Ужас! Нет, этого не может быть! Я не хочу так! Нет, это не мое!»

В ответ спички зашептались, Что здесь такого, все так живут, мы спички и предназначены для этого. Ты такая же как мы. (добавила от себя Не выпендривайся, чем ты лучше остальных)

 

В эту ночь Спичка не спала. Она больше не искала свое предназначение, головка ее поникла и размякла от слез.

Весь следующий день она просидела с потухшим взглядом не обращая внимания на Хозяйку.

Она даже не заметила, что Хозяйка взяла ее что бы зажечь газ.

Хозяйка безуспешно пыталась зажечь размокшую Спичку и бросила на стол.

«Ну вот, даже на это я не способна», подумала спичка.

Тут в кухню вбегает девочка. «Мама, мама, дай мне что нибудь глазки сделать.»

«Да, милая, возьми спичку на столе.»

Это был совсем другой мир. На столе стояли пластилиновые фигурки, вместо рук у них были зубочистки.

Девочка взяла Спичку и начала ею тыкать в мягкий пластилин, делая глазки.

Потом она стала рисовать и Спичка ей понадобилась для рисования.

За свою короткую жизнь Спичка побывала глазками, дорожкой, волосами, колючками ежа и закончила в аппликации. Спичка была одним из лучиков, что сделала девочка на стакане для карандашей.

Стакан был торжественно подарена Хозяйке!

Мораль. Даже если ты родилась спичкой, у тебя может быть совсем другая жизнь!

 

 1. Тест «Готов ли ребенок к школе?»

 

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:
Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Вообще, возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит,  у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит, вам надо ему еще многое рассказать о школе.

 

  

2.Тесты для дошкольников

(Тест для родителей, которые хотят лучше узнать своих детей) 

Дорогие родители, предлагаем вам увлекательную и полезную забаву - тематическое тестирование ваших детей. 

  

Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.
Правила проведения теста. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.
Несколько советов по проведению теста.

§  Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест - такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье.

§  Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос - все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.

  1. Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»
    Типичные нормальные ответы:
    - он тоже полетит и сядет на ветку;
    - полетит к маме, потому что испугался;
    - полетит к папе, потому что папа сильный;
    - останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.
    Типичные патологические ответы:
    - останется на земле, потому что не умеет летать;
    - умрет во время падения;
    - умрет от голода или холода;
    - о нем все забудут;
    - на него кто-нибудь наступит.
    2. Сказка «Ягненок». Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.
    1-й вариант. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»
    Типичные нормальные ответы:
    - будет есть больше травки;
    - заплачет, потом станет есть больше травки;
    - пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.
    Типичные патологические ответы:
    - умрет от голода;
    - уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;
    - не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;
    - будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.
    2-й вариант. Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды...» следует другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»
    Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:
    - немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.
    Типичные патологические ответы:
    - пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;
    - постарается прогнать маленького ягненка;
    - притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;
    - найдет другую маму для маленького ягненка;
    - побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.
    3. Сказка «Отъезд» позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.
    «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.
    4. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»
    Типичные нормальные ответы:
    - у нас будут гости;
    - кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
    - мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.
    Типичные патологические ответы
  2. - мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
    - мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
    - мама сердится за то, что он опоздал.