Аннотация к рабочей программе подготовительной группы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 20 г. Сегежи

 

 

 

 

Принято на педагогическом совете протокол

№ _____ от _______________

 

Утверждаю заведующий МКДОУ № 20

__________________ Э. В. Саксонова

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по работе с детьми подготовительной к школе группы

 

 

 

 

 

 

 

г. Сегежа

 2018 г.

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по дошкольному образованию для детей подготовительной группы разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ № 20 г. Сегежи. Основная общеобразовательная программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной основной    общеобразовательной    программы    дошкольного образования   «От  рождения  до  школы»   под редакцией   Н. Е. Вераксы,   Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и  Примерной    основной     общеобразовательной   программы     дошкольного образования   (Проект)    под  научной  редакцией  О. В. Чиндиловой, (Образовательная система «Школа 2100»).

            Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. 

Цель:  Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи: 1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

    2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

    3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

     4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

 Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, а также в рамках организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

 Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

            Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям: «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Организованная образовательная деятельность

 

            Организованная образовательная деятельность осуществляется с _____ сентября по_______ мая.

            Развернутое комплексно-тематическое планирование для детей 6-7 лет составлено на 32 недели с учетом каникулярного времени. Физическое, художественно-эстетическое развитие  – на 36 недель /в период каникул организованная  образовательная деятельность не прекращается/. Во время каникул для воспитанников организуются спортивные праздники, музыкальные развлечения, мероприятия оздоровительного цикла, интеллектуальные игры, игры-путешествия.

Образовательная нагрузка отвечает требованиям нормативной нагрузке детей дошкольного возраста: проводятся 2-3 занятия в день продолжительностью не более 30 минут, всего 15 занятий в неделю, включая реализацию дополнительных образовательных программ. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в дни наиболее высокой работоспособности /вторник, среда/. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной группе не превышает 1,5 часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

 

Физическое развитие детей осуществляется на занятиях по физической культуре в спортивном зале 2 раза в неделю, на улице – 1 раз в неделю. Всего - 108 занятий.

 

Речевое развитие детей включает в себя занятия:

-  развитие речи -1 раз в неделю, 32 занятия в год. В раздел развитие речи включены занятия по художественной литературе.

-  подготовка к обучению грамоте-1 раз в неделю, 32 занятия в год.

Познавательное  развитие детей включает в себя занятия:

- математика – 1 раза в неделю, 32 занятия в год;

- информатика -1 раз в неделю, 32 занятия в год.

- ознакомление с природой  – 1 раз в неделю, 32 занятия в год;

- ознакомление с предметным окружением, 32 занятия в год.  

- социальным миром– 1 раз в неделю, 32 занятия в год;

-поисково-исследовательская деятельность реализуется в совместной деятельности с детьми, режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

 

Художественно-эстетическое развитие включает в себя:

- музыка - 2 раза в неделю, 72 занятия в год;

- рисование- 1 раз в неделю, 36 занятий в год;

- лепка- 1 раз в неделю, 36 занятий в год;

- аппликация -1 раз в неделю, 36 занятий в год. В раздел аппликации включены занятия по художественному труду.

 

Социально-коммуникативное развитие реализуется интегративно через все виды деятельности, а также в совместной деятельности, режимных моментах и индивидуальной работе с детьми.

 

Вариативная часть программы направлена на увеличение двигательной активности и повышение качества развития физических и танцевальных навыков у детей.

- хореография- 1 раз в неделю, 36 занятий в год.

 

Региональный компонент реализуется в контексте организованной образовательной деятельности познавательного, речевого, художественно-эстетического циклов, а также посредством групповых занятий под руководством специалистов Музейного центра.

Работа по сохранению здоровья, воспитанию и развитию детей 6-7 лет проводится в тесной взаимосвязи со всеми специалистами МКДОУ № 20: музыкальным руководителем, инструктором по физическому развитию, хореографом, медицинским персоналом /врачом, старшей медицинской сестрой, физиомедсестрой/

 

Гигиенические условия:

 

Необходимо соблюдать температурно-влажностный режим за счет систематического проветривания помещения (в отсутствии детей проводить сквозное проветривание в течение 5-10 минут, через каждые 1,5 часа несколько раз в день с учетом погодных условий). Температура воздуха в группе +20 градусов. Температура воздуха в спальной комнате +19 градусов.Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

 Следует обеспечить максимальный доступ дневного света в помещение. В осенне-зимний период искусственное освещение должно создавать благоприятные условия для зрительной работы детей на занятиях. Подбор детской мебели производится в  соответствии с ростом детей.

 

Физкультурно-оздоровительная работа и лечебно-профилактическая работа.

 

Данная программа предусматривает воспитание и развитие часто и длительно болеющих детей, детей инфицированных микобактериями туберкулеза, поэтому физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические задачи решаются комплексно в системе всего учебно-воспитательного  процесса и всех видов деятельности.

При планировании учитывается проведение  недель здоровья – 1 раз в квартал.

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей, осуществляется комплекс лечебно-профилактических и закаливающих мероприятий и процедур.

Специальные закаливающие процедуры проводятся по решению администрации и медицинского персонала, принимая во внимание желание родителей.

Проводя оздоровительную работу, обеспечивается рациональное сочетание процедур по длительности и характера воздействия с тем, чтобы как можно меньше изменений привносить в существующий распорядок деятельности и отдыха детей и одновременно достичь максимальной пользы от применяемых процедур:

  • оздоровительные процедуры назначаются детям преимущественно в период времени, не связанного с осуществлением наиболее значимых компонентов режима – дневного сна, приема пищи, прогулки;
  • осуществляются процедуры не менее чем за полчаса до или после приема пищи;
  • процедуры проводятся в первой половине дня не более одного вида.

Закаливание детей осуществляется умыванием, мытьем рук до локтя, мытьем шеи. Специальные закаливающие процедуры проводятся в виде воздушных ванн и водных воздействий. В качестве закаливающего средства рекомендуется хождение босиком в помещении; в целях профилактики острых респираторно-вирусных инфекций, особенно в период эпидемии, детей следует научить два раза в день полоскать горло кипяченой водой комнатной температуры.

 

Оздоровительные мероприятия, проводимые в старшей группе:

 

  • оздоровительный бег – ежедневно, после утренней гимнастики,
  • полоскание рта и горла прохладной кипяченой водой после каждого приема пищи.    
  • артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • витаминный стол,
  • обширное умывание после прогулки,
  • ходьба по тропинке Здоровья, для профилактики плоскостопия – после дневного сна,      
  • посещение бассейна.

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие харак­терные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ре­бенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными,обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространст­во усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи­вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупа­тель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи­рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появ­ления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переда­ваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, воен­ные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,

Изображение человека становится еще более детализированным и про­порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются худо­жественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обоб­щенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными ипропорци­ональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельностине просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится конс­татировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников,оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь:ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, при­лагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем поз­навательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем поз­навательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

Режим дня детей подготовительной к школе группы

 

Режим дня составлен с расчетом на 10.5 часового пребывания детей в детском саду.

 

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурства

7.00 -8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 – 8.45

Игры

8.45 - 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 –  10.50

Подготовка к прогулке, прогулка

10.50 – 12.20

Возвращение с прогулки, игры

12.20 – 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40– 13.10

Подготовка ко сну, сон

13.10– 15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.25

Игры, самостоятельная и организованная образовательная деятельность детей

15.25 – 16.20

Подготовка к ужину, ужин

16.20 – 16.30

Чтение художественной литературы, занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции)

16.30 – 16.50

Подготовка к прогулке, прогулка (игры)

16.50 – 17.30

Уход детей домой

17.30