Аннотация к рабочей программе I группе раннего возраста (1-2 года)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 20 г. Сегежи

 

 

 

 

Принято на педагогическом совете  протокол

№ _____ от _______________

 

Утверждаю заведующий МКДОУ № 20

__________________ Э. В. Саксонова

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа 1 группа раннего возраста

(1-2 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сегежа

 2018 г.

Содержание

 

 

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2.Возрастные особенности детей 1- 2 лет                                                                                                                                                                                                                                

2.Содержательный раздел                                                                                                                                

2.1. Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения   для детей группы   раннего возраста от 1 до 2 лет.                                                                                  

2.2. Комплексно-тематическое планирование    по освоению детьми 1-2 лет образовательных областей   

 2.2.1. Образовательная область «Физическое развитие»                                                                                                          

2.2.2  Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».                                                            

2.2.3. Образовательная область «Познавательное развитие».                                                                                        

2.2.4. Образовательная область «Речевое развитие».                                                                                                        

2.2.5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

2.3. Проектирование воспитательно - образовательного процесса с детьми на прогулках 

3.Организационный раздел

3.1.Организация жизни и воспитания детей.                                                                                                                           

Режим дня (теплое время года, холодное время, гибкий режим)

3.2  Работа с родителями.

3.3. Культурно- досуговая деятельность. 

3.4.Перспективное планирование работы с детьми 1-2 лет по региональному компоненту (проект).                                                                                                                                                                                

3.5. Предметно- развивающая, игровая среда.                                                                                                               

3.6. Целевые ориентиры освоения программы (общие по ФГОС)

3.7.Список методической литературы.                                                                         

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по дошкольному образованию для детей первой группы раннего возраста разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ № 20 г. Сегежи. Основная общеобразовательная программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной основной    общеобразовательной    программы    дошкольного образования   «От  рождения  до  школы»   под редакцией   Н. Е. Вераксы,   Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и  Примерной    основной     общеобразовательной   программы     дошкольного образования   (Проект)    под  научной  редакцией  О. В. Чиндиловой, (Образовательная система «Школа 2100»).

            Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей  группы раннего возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. 

Цель:  Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи: 1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

    2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

    3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

     4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

 Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, а также в рамках организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

 Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

            Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям: «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

1.2 Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200 - 250 г, а в росте - 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних орга­нов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается ра­ботоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активно­го бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, у детей двух лет - 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановить­ся, обойти препятствие. Несовершенна и осанка, ребенку трудно долго выполнять однотип­ные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных заня­тиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на ди­ванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей, кроме основных, развиваются и подража­тельные движения (мишке, зайчику).

Дети осваива­ют действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, мат­решки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по под­ражанию после показа взрослого.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игруш­кой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необхо­димый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают ка­тать на машинке. К концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства.

На втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной до­школьному детству: предметная с характерным для нее сенсорным укло­ном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с од­ним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла боль­шая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображен­ные на картинке.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопро­сами.

Основными приобретениями второго года жизни можно считать совер­шенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спо­койных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельнос­ти, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сфе­рах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой де­ятельности.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 учебный план по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения   для детей первой группы   раннего возраста

от 1 до 2 лет                                                                                   

       Развёрнутое комплексно-тематическое планирование  для детей с 1 – 2  лет составлено на 28  недель с учетом адаптации и каникулярного времени.

       Сентябрь отводиться для адаптации детей в детском саду. В данный период с детьми проводиться индивидуальная работа, направленная на улучшение социализации ребенка, на эмоциональное благополучие в детском саду.

       В период с октября по май проводятся индивидуальные занятия, т.е. непосредственное - эмоциональное общение с ребенком и организуются игры - занятия по подгруппам. По психофизиологическим особенностям и возможностям распределяются на две подгруппы: первая – с 1 года до 1 года 6 месяцев; вторая с 1 года 6 месяцев до 2 лет. Рекомендуется проводить по два занятия в день: с каждой подгруппой по десять занятий в неделю.

       С детьми первой подгруппы игры-занятия проводятся группами по 2-4 человека. Длительность занятия до 10 минут. Детей 2 подгруппы можно объединять  по 4-6 человек в зависимости от характера занятий. Длительность занятий не более 10 минут.

 

Образовательные компоненты

Iгруппа раннего возраста

 

 

количество игр-занятий /минут                в неделю

количество игр-занятий в год

Развитие движений

2 /  12-20 минут

64

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

3 / до 18-30 минут

84

Игры с дидактическим материалом

2 /  12-20 минут

56

Игры со строительным материалом

1 / 6-10 минут

28

Музыкальное

2 / 12-20 минут

64

Итого

10 / 60-100 минут

296

 

2.2 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Задачи воспитания и обучения:

  1. Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений.
  2. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать

утомление детей.

  1. В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
  2. Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
  3. Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы.
  4. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем коротким предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
  5. Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.
  6. Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
  7. Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.
  8. Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить.
  9. Отмечать примеры доброжелательного отношения ребенка к сверстникам. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
  10. Формировать умение бережно относиться к растениям и животным.
  11. Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов.
  12. Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.
  13. Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка.
  14. Устанавливать взаимосвязь музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
  15. Поощрять самостоятельную деятельность детей. Предоставлять им возможность играть с разнообразными дидактическими материалами. Приучать доводить начатую игру до конца.
  16. Формировать умение играть, не мешая сверстникам.

 

Воспитание при проведении режимных процессов

      Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

 

Воспитывать культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

      Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать, принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. (За стол усаживать только по 2-3 человека,

не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть. И так далее.) Детей первой подгруппы приучать к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. Учить малышей есть ложкой густую пищу, к 1 году 6 месяцам — и суп. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослою), после еды благодарить взрослых (как умеют). Детей второй подгруппы продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение после еды благодарить взрослых, задвигать стул. Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в oпpeделенном порядке.

      Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе. Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам). Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать. Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.

      Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать. Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их. Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.

      Расширять ориентировку в окружающей среде. Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне), знать назначение этих помещений, помнить места хранения личных вещей, свое место за столом, свою кровать.

      Развивать понимание речи. У детей первой подгруппы расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расческа и т.п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела. У детей второй подгруппы закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).

      Развивать активную речь. Детей первой подгруппы продолжать учить произносить облегченные и легкие по звуковому составу слова («дай мне», «на» и др.). Детей второй подгруппы побуждать к замене облегченных слов полными; подсказывать названия предметов одежды, обуви, мебели, отдельных действий с ними. К 2 годам содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из 2-3 слов.

ВОСПИТАНИЕ В ИГРАХ-ЗАНЯТИЯХ

Развитие речи

от 1 года до 1 года 6 месяцев

Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды.

Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые и игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), формы (кубик, кирпичик).

Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми

взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.

Активная речь. Совершенствовать умение детей подражать звукосочетаниям и словам.

Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.).

Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же з действии (к 1 году 6 месяцам).

Приучать детей отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?».

Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.

Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).

Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.

Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.).

Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на.

Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.).

Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.

Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав ав — собака и т. п.).

Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.

Продолжать расширять и обогащать словарный запас:

• существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;

•глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить и

т. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать—закрывать, снимать—

надевать и т.п.);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;

• наречиями (высоко, низко, тихо).

Формировать умение детей составлять фразы из 2-3 слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги (в, на, за, к, с). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).

Способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.

Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари;

предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.д.).

Чтение художественной литературы

Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек.

Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.

Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

 

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Задачи:

1. Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений.

2. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой в прямом направлении по лежащей на полу дорожке.

Ходьба с помощью взрослого вверх по доске, приподнятой одним концом от пола на 10- 15 см (ширина доски 25 см, длина 1,5-2 м), и вниз до конца. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 10 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку, положенную на землю, или палку, приподнятую от пола на 5-10 см.

Ползание, лазанье. Ползание на расстояние до 2 м, подлезание под веревку (высота 50 см), пролезание в обруч (диаметр 50 см).Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 м).

Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 25 см) вперед (из исходного положения сидя, стоя). Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой, ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,5-2 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 15 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку или палку приподнятую от пола на 12-18 см.

Ползание, лазанье. Перелезание через бревно (диаметр 15-20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35-40 см,пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).

Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре со взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча(диаметр 6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см.

Общеразвивающие упражнения. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину.

В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета.

В положении стоя наклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого наклоны вперед, перегибаясь через палку (40-45 см от пола). Приседания с поддержкой взрослого.

Подвижные игры

Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм.

Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее.

С детьми 1 года - 1 года 6 месяцев подвижные игры проводятся индивидуально. с детьми старше 1 года 6 месяцев — индивидуально и по подгруппам (2-3 человека).

Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча).

Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу.

Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.

 

Игры-занятия с дидактическим материалом

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Обучать действиям с предметами:

нанизывать на стержень пирамидки 2—3 кольца одинакового размера, собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из 2—3 колпачков разных размеров; собирать пирамидку из четырех колец двух контрастных размеров; открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.

Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать — закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий). Учить действовать с различными дидактическими игрушками (шаробросы, дидактические коробки, грибки и втулочки со столиками к ним и т.д.).

Игры занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая» их (призма — крыша).

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по Величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков.

Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).

Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.

Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания Кто -в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).

Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.

Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.

Игры занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба). Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки. Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек. В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой—с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).

 

Музыкальное воспитание

Задачи:

1. Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку

2. Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения. Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Приобщать к веселой и спокойной музыке, способствовать формированию умения

различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка).

Помогать понять содержание понравившейся песенки, подпевать (как могут, умеют), постепенно формируя умение заканчивать петь вместе со взрослым.

Приучать ходить под музыку, показывать простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками — «фонарики»). В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Начинать развивать у детей музыкальную память.

Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.

При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).

Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно.

Развивать умение вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение).

Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

 

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

      Диагностика психического развития предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации.

 Методы контроля за психическим развитием детей:

  1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детский сад и в дальнейшем по ходу развития ребенка).
  2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.
  3. Метод диагностики психического развития ребенка.

      Карты нервно-психического развития детей с момента поступления в детский сад до двух лет  заполняются каждые 3 месяца (эпикризные сроки 1г 3м, 1г 6м, 1г 9м, 2года)

      На каждого ребенка оформляется карта нервно-психологического развития. Выявляя уровень развития ребенка (на основе показателей воспитатель соотносит результаты диагностирования с использованием специального дидактического материала, наблюдений, создания специальных ситуаций.), отмечает в карте, какому эпикризному периоду соответствует на данном этапе развитие ребенка.Заключение о группе развития ребенка делает педагог-психолог.

 

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ - 2 ЛЕТ

 

ФИ ребенка _________________________________________________________________________

Дата рождения____________________ Дата поступления в детский сад_______________________

 

Возраст

 

 

Линии развития

Заключение

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и дей­ствия с предметами

Движения

Навыки

Конструктив­ная деятель­ность

Изобрази­тельная дея­тельность

Социальное развитие

1 г. 3 м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 г. 6 м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 г. 9 м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оздоровительно-закаливающие процедуры

 

            осуществляются с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. В групповых помещениях поддерживается постоянная температура воздуха (+21-22 °С). Одежда детей в помещении - двухслойная. Во время сна в спальне - прохладная температура (+15-16 °С). Закаливание детей осуществляется во время одевания после сна и при переодевании в течение дня. Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка с детьми(в зимнее время — до температуры -15 °С). В ненастье можно гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры. В теплое время года на прогулке предусмотреть кратковременное (3-5 минут) пребывание детей под прямыми лучами солнца.  После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, при этом учитывать состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды.       Вопрос о характере специальных закаливающих процедур должен решаться администрацией и медицинским персоналом дошкольного учреждения с учетом пожеланий родителей.

 

Режим дня для детей от 1 года до 2 лет

 

Режимные процессы

1-2 года

Утренний прием, осмотр, игры,

совместная деятельность

воспитателя с детьми в группе, гигиенические процедуры

7:00-8:00

Завтрак

8:00-8.30

Самостоятельная

деятельность детей

8.30-9.00

Игры-занятия

1,6-2 г.    

    9:00-9:30

Подготовка ко сну, сон

1г.-1,6

9.30-11.30

Второй завтрак

9:20-9:30

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

1,6-2 г.     

9:30-11:20

Подготовка к обеду

Обед

1,6-2 г.     

11:20-12:00

Постепенный подъем, обед

1г.-1,6

11.30-12.00

Подготовка ко сну, сон

1,6-2 г.  

12:00-15:00

Игры-заняти

1г-1г.6мес

1 занятие

12.30-12.40-12.50

2 занятие

13.00-13.10-13.20

Подготовка ко сну, сон

1г-1г.6мес

13.30-15.00

Постепенный подъем,

 закаливающие процедуры

15:00-15:15

Игры-занятия

1,6-2 г.    

15.20-15.30

16.00-16.10

Подготовка  к полднику, полдник

15.30-16.00

 

Подготовка к прогулке, прогулка

1,6-2 г.    

16:10-17:30

Самостоятельная

деятельность детей

1г-1г.6мес

16.00-17,30

Уход детей домой

17:30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

  1. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. «Мозаика-Синтез», 2015.
  2. АнуфриеваА. И., Митюкова О. М. Игры занятия для малышей.
  3. Алямовская В. «Ясли – это серьезно» - Линка – М.: Пресс Москва 1999г.
  4. Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ: Практическое пособие – Воронеж «Учитель». 2006г.
  5. Гербова В.В., Казакова Т.Г., Кононова И.М. Воспитание и развитие  детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. М.: «Просвещение»1981г.
  6. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л.; под редакцией В.А. Дискина, С.А. Козловой. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.  заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
  7. Григорьева Г.Г. , Груба Г.В. Зворыгина Е.В. и др.; под редакцией Кочетовой Н.П., Григорьева Г.Г., Сергеевой Д.В. Педагогика раннего возраста: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб.  заведений – М.: Издательский центр «Академия»,1998г.
  8. Губерт К.Д., Рысс М. Г. «Гимнастика и массаж в раннем возрасте.
  9. Камышова К. И. «Ребенок от рождения до двух лет. Популярное пособие для родителей». –Ярославль: «Академия развития», 1997.
  10. Лайзане С.Я.  «Физическая культура для малышей».
  11. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей-сада. М.: «Просвещение»1974г.
  12. НоткинаиН.А. , Казьмина Л.И. , Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995г.
  13. Павлова Л.Н.Раннее детство: познавательное развитие.- М.,2000.
  14. Павлова Л.Н.Раннее детство: развитие речи и мышление.- М.,2000.
  15. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  16. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей – М., 2003.
  17. Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н.. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение: Учебн. лит.,1996г.
  18. Сотникова В.М. Действия с предметами и предметные игры. - М., 2006.
  19. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.