Аннотация к рабочей программе I группе раннего возраста (2-3 года)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 20 г. Сегежи

 

 

 

 

Принято на педагогическом совете протокол

№ _____  от _______________

 

Утверждаю заведующий МКДОУ № 20

__________________ Э. В. Саксонова

 

 

Рабочая программа 1 группа младшего возраста

(2-3 года)

                                                                                        

 

 

 

г. Сегежа

 2018 г.

Содержание

 

 

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                          

1.2.Возрастные особенности детей

2.Содержательный раздел                                                                                                                                

2.1. Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения   для детей 1 младшей группы.                                                                                  

2.2. Комплексно-тематическое планирование    по освоению детьми 2-3 лет образовательных областей   

 2.2.1. Образовательная область «Физическое развитие»                                                                                                          

2.2.2  Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».                                                             

2.2.3. Образовательная область «Познавательное развитие».                                                                                        

2.2.4. Образовательная область «Речевое развитие».                                                                                                        

2.2.5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

2.3. Проектирование воспитательно - образовательного процесса с детьми на прогулках 

3.Организационный раздел

3.1.Организация жизни и воспитания детей.                                                                                                                           

Режим дня (теплое время года, холодное время, гибкий режим)

3.2  Работа с родителями.

3.3. Культурно- досуговая деятельность. 

3.4. Предметно- развивающая, игровая среда.                                                                                                                

3.5. Целевые ориентиры освоения программы (общие по ФГОС)

3.6.Список методической литературы.                                                                         

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программапо дошкольному образованию для детей первой группы раннего возраста разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ № 20 г. Сегежи. Основная общеобразовательная программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной основной    общеобразовательной    программы    дошкольного образования   «От  рождения  до  школы»   под редакцией   Н. Е. Вераксы,   Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и  Примерной    основной     общеобразовательной   программы     дошкольного образования   (Проект)    под  научной  редакцией  О. В. Чиндиловой, (Образовательная система «Школа 2100»).

            Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей  2-3 лет и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. 

Цель:  Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи: 1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

    2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

    3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

     4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

 Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, а также в рамках организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

 Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

            Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям: «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

1.2. Возрастные особенности детей

Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет) На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

учебный план по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения   для детей  первой младшей  группы                                                                                

          Организованная образовательная деятельность ООД осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Развёрнутое комплексно-тематическое планирование для детей с 2 – 3 лет составлено на 28 недель без учета адаптации и каникулярного времени. В период каникул не прекращается непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла. Физическое и художественно-эстетическое воспитание - на 32 недели. Во время каникул для воспитанников организуются спортивные праздники, музыкальные развлечения, мероприятия оздоровительного цикла, интеллектуальные игры, игры-путешествия. В адаптационный период проводится только индивидуальная работа с детьми. Учебная нагрузка отвечает требованиям к максимальной нагрузке детей младшего возраста. Объем недельной образовательной нагрузки без дополнительного образования – 10 видов НОД. В день проводятся 2 вида ООД в первую и во вторую половину дня по подгруппам, длительностью 10 минут. ООД, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в дни наиболее высокой работоспособности /вторник, среда/. В середине занятий проводятся физкультминутки, между занятиями - физкультурные паузы /перемены/ длительностью не менее 10 минут.

            Социально-коммуникативное развитие осуществляется в занятиях, а также интегрируется во все виды организованной образовательной деятельности, проходит через самостоятельную деятельность, режимные моменты и индивидуальную работу. Чтение художественной литературы интегрируется во все виды организованной образовательной деятельности, а также проходит через самостоятельную деятельность, режимные моменты и индивидуальную работу. Решение задач по конструированию решается в совместной игровой конструктивной деятельности, а также проходит через самостоятельную деятельность, режимные моменты, индивидуальную работу, интегрируется во все виды организованной образовательной деятельности; Региональный компонент реализуется в образовательной деятельности социальнокоммуникативного, физического, познавательного, речевого и художественно-эстетического циклов. А также в свободной игровой деятельности детей. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план и выносятся как индивидуальные занятия. Работа по сохранению здоровья, воспитанию и развитию детей 2-3 лет проводится в тесной взаимосвязи со всеми специалистами МКДОУ № 20: музыкальным руководителем, воспитателем по физическому развитию, педагогом-психологом, медицинским персоналом. Педагогам предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.

            Гигиенические условия: Необходимо обеспечить достаточное естественное и искусственное освещение в группе. Особое внимание следует обращать на правильный подбор детской мебели в соответствии с ростом ребенка. Необходимо соблюдать температурно-влажностный режим за счет проветривания помещения. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 °C. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка). В помещении группы температура воздуха должна быть +21, 22 градуса, в спальной комнате +19 градусов. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 °C. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.

 

Физкультурно-оздоровительная работа и лечебно-профилактическая работа.       Физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические задачи решаются комплексно в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья. Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе. Закаливание детей можно осуществлять только на фоне благоприятного физического и психического состояния ребенка.

            Оздоровительные мероприятия, проводимые в 1 младшей группе: • утренняя гимнастика, • артикуляционная и пальчиковая гимнастика, • психогимнастика, • самомассаж ушек, • витаминный стол, • умывание прохладной водой, • ходьба по тропинке Здоровья, для профилактики плоскостопия – после дневного сна.

Безопасность жизнедеятельности

 Взрослые, ответственные за охрану здоровья и воспитания детей, должны: • правильно организовать их деятельность и отдых в дошкольном учреждении, и влиять в этом направлении на семью (днем спать, гулять, вовремя ложиться вечером и т.п.); • обращать внимание детей на начальные признаки заболевания (озноб, головная боль, вялость, кашель); знакомить с основными правилами поведения при болезни (лежать в постели, смотреть книжки, пить лекарства); • напоминать детям о необходимости оберегать глаза от попадания инородных частиц, от перенапряжения; • не давать детям переедать, злоупотреблять сладостями, мучными, жирными продуктами; объяснять, почему нельзя есть в транспорте, на улице, в других, не предназначенных для этого местах, а также во время игр; почему при появлении жажды следует пить только кипяченую воду; • приучать ребенка, по мере адаптации к различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учить предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее; • учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми (не входить с посторонними в лифт, не уходить с территории детского сада без разрешения воспитателя), избегая при этом запугивания; • обучать правилам поведения на улице при переходе дорог и перекрестков.