Аннотация к рабочей программе старшей группы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

№20 г. Сегежа  

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дошкольному образованию

детей от 5 до 6 лет

 

 

Утверждена:

на заседании

Педагогического совета МДОУ №20

29.08.2018

 

 

Заведующий МДОУ №20

___________________ Э.В. Саксонова

 

Срок реализации: 1 год

 

 

Воспитатель  старшей группы:

Томарова Ольга Борисовна

 

 

 

 

                             

                                                 

Сегежа 2018 год.

Пояснительная записка.

 

                  Рабочая программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ №20 г. Сегежи и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., исправленное и дополненное; образовательной программы МКДОУ; парциальных программ: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р.Б., «Юный эколог» Николаевой С.Н., «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, «Музыкальные шедевры» Радыновой О., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О. Л., Маханевой М. Д.  

 

Цели программы:

·         создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;      

·          формирование основ базовой культуры личности;

·         всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с

              основными и индивидуальными особенностями;                        

·         подготовка к жизни в современном обществе;

·         формирование предпосылок к учебной деятельности;

·         обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной(изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

 

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

 

·         Забота о здоровье, змоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.

·         Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

·         Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.

·         Творческая организация воспитательно - образовательного процесса.

·         Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.

·         Уважительное отношение к результатам детского творчества.

·         Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

·         Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

 

Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям: «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-зстетическое развитие», «Физическое развитие».

Организованная образовательная деятельность

Организованная образовательная деятельность осуществляется с 17 сентября по 24 мая.

Развернутое комплексно-тематическое планирование для детей 5-6 лет составлено на 32 недели с учетом каникулярного времени. Физическое, художественно-эстетическое развитие  – на 36 недель /в период каникул организованная  образовательная деятельность не прекращается/. Во время каникул для воспитанников организуются спортивные праздники, музыкальные развлечения, мероприятия оздоровительного цикла, интеллектуальные игры, игры-путешествия.

Образовательная нагрузка отвечает требованиям нормативной нагрузке детей дошкольного возраста: проводятся 2-3 занятия в день продолжительностью не более 20-25 минут, всего 14 занятий в неделю, включая реализацию дополнительных образовательных программ. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в дни наиболее высокой работоспособности /вторник, среда/. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

 

Физическое развитие детей осуществляется на занятиях по физической культуре в спортивном зале 2 раза в неделю, на улице – 1 раз в неделю. Всего - 108 занятий.

 

Речевое развитие детей включает в себя занятия:

-  развитие речи -1 раз в неделю, 32 занятия в год.

-  грамота -1 раз в неделю, 32 занятия в год.

-  художественная литература- 1 раз в неделю, 32 занятия в год.

 

Познавательное  развитие детей включает в себя занятия:

- математика – 1 раз в неделю, 32 занятия в год;

- Окружающий мир (Природный мир) – 1 раз в неделю, 32 занятия в год.

 

Поисково-исследовательская деятельность реализуется в совместной деятельности с детьми, режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

 

Художественно-эстетическое развитие включает в себя:

- музыка - 2 раза в неделю, 72 занятия в год;

- рисование- 1 раз в неделю, 36 занятий в год;

- лепка- 1 раз в неделю, 36 занятий в год;

- аппликация -1 раз в неделю, 36 занятий в год.

 

Социально-коммуникативное развитие реализуется интегративно через все виды деятельности, а также в совместной деятельности, режимных моментах и индивидуальной работе с детьми.

 

Вариативная часть программы направлена на увеличение двигательной активности и повышение качества развития физических и танцевальных навыков у детей.

- хореография- 1 раз в неделю, 36 занятий в год.

 

Региональный компонент реализуется в контексте организованной образовательной деятельности познавательного, речевого, художественно-эстетического циклов, а также посредством групповых занятий под руководством специалистов Музейного центра.

Работа по сохранению здоровья, воспитанию и развитию детей 5-6 лет проводится в тесной взаимосвязи со всеми специалистами МКДОУ № 20: музыкальным руководителем, инструктором по физическому развитию, хореографом, медицинским персоналом /врачом, старшей медицинской сестрой, физиомедсестрой/

Педагогам предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.

 

Гигиенические условия:

 

Необходимо соблюдать температурно-влажностный режим за счет систематического проветривания помещения (в отсутствии детей проводить сквозное проветривание в течение 5-15 минут несколько раз в день с учетом погодных условий). Температура воздуха в группе +21 градусов. Температура воздуха в спальной комнате +19 градусов. Ежедневная прогулка в холодное время года проводится при температуре до – 15 градусов. Следует обеспечить максимальный доступ дневного света в помещение. В осенне-зимний период искусственное освещение должно создавать благоприятные условия для зрительной работы детей на занятиях. Подбор детской мебели производится в соответствии с ростом детей.

 

Физкультурно-оздоровительная работа и лечебно-профилактическая работа.

 

Данная программа предусматривает воспитание и развитие часто и длительно болеющих детей, детей инфицированных микобактериями туберкулеза, поэтому физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические задачи решаются комплексно в системе всего учебно-воспитательного  процесса и всех видов деятельности. При планировании учитывается проведение  недель здоровья.

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей, осуществляется комплекс лечебно-профилактических и закаливающих мероприятий и процедур.

Специальные закаливающие процедуры проводятся по решению администрации и медицинского персонала, принимая во внимание желание родителей.

Проводя оздоровительную работу, обеспечивается рациональное сочетание процедур по длительности и характера воздействия с тем, чтобы как можно меньше изменений привносить в существующий распорядок деятельности и отдыха детей и одновременно достичь максимальной пользы от применяемых процедур:

·         оздоровительные процедуры назначаются детям преимущественно в период времени, не связанного с осуществлением наиболее значимых компонентов режима – дневного сна, приема пищи, прогулки;

·         осуществляются процедуры не менее чем за полчаса до или после приема пищи;

·         процедуры проводятся в первой половине дня не более одного вида.

Закаливание детей осуществляется умыванием, мытьем рук до локтя, мытьем шеи. Специальные закаливающие процедуры проводятся в виде воздушных ванн и водных воздействий. В качестве закаливающего средства рекомендуется хождение босиком в помещении; в целях профилактики острых респираторно-вирусных инфекций, особенно в период эпидемии, детей следует научить два раза в день полоскать горло кипяченой водой комнатной температуры.

 

Оздоровительные мероприятия, проводимые в старшей группе:

 

·         оздоровительный бег – ежедневно, после утренней гимнастики,

·         полоскание рта и горла прохладной кипяченой водой после каждого приема пищи,

·         артикуляционная и пальчиковая гимнастика,

·         психогимнастика,

·         витаминный стол,

·         обширное умывание после прогулки,

·         самомассаж  подошв ног – после дневного сна,

·         ходьба по тропинке Здоровья, для профилактики плоскостопия – после дневного сна,      

·         посещение бассейна.

Психологические особенности детей 5 – 6 лет

·         Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.

·         Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

·         Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

·         - общение с взрослым ситуативно-личностное;

·         - проявление произвольности всех психических процессов;

·         - в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно - деловой;

·         - проявление творческой активности во всех видах деятельности;

·         - развитие фантазии;

·         - половая идентификация Осознаются социальные нормы и правила поведения, обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести

·         имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков

·         активно осваивают окружающий мир предметов и вещей, мир человеческих отношений

·         сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый

·          интенсивно развивается образное мышление – дети способны решать различные задачи, используя схематизированное изображение

·         появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания

Новообразования:

·         - предвосхищение результата деятельности;

·         - активная планирующая функция речи;

·         - внеситуативно -деловая форма общения со сверстниками.

Рекомендации для взрослых:

·         - обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;

·         - организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;

·         - способствовать развитию эмпатийных представлений;

·         - побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;

·         - поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;

·         - формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки.

У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе.  Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.

Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.

Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку.

Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном. Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень, хвастовство). Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА МКДОУ 20

 

 

Количество, длительность

1-2

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Учебные занятия

Развитие движений

2 р в неделю

 

---

10 мин.

Физическое развитие

---

2 раза в неделю в зале, 1 раз – на улице

10-15м ин.

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30мин.

Плавание

---

 

---

1 раз в неделю

30 мин.

30мин.

Музыкальное занятие

2 р в неделю

 

---

10 мин.

Мир музыки

---

2 раза в неделю

10-15мин.

15мин.

20мин.

25мин.

30мин.

Физкультурно-оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

Ежедн в гр

Ежедневно в зале

Ежедневно на улице

3-5мин.

4-6мин.

6-8мин.

6-8мин.

8-10

мин.

8-10

мин.

Оздоровительный бег

 

---

 

---

Ежедневно на улице

3-5

мин.

3-5

мин.

Двигательная разминка

 

---

 

---

Ежедневно во время перерыва между занятиями

10мин.

10мин.

10мин.

10мин.

Физкультминутка

 

Ежедневно , в зависимости от вида и содержания занятий

 

1-2мин.

2мин.

2мин.

2-3 мин.

3 мин.

Подвижные игры и физ.упр. на прогулке

 

Ежедневно во время прогулки

 

5мин

10мин.

20мин.

25мин.

30мин.

Инд. работа  по развитию движений

Во время

утреннего приема

Ежедневно

 

2 мин.

2-4мин.

4-6мин.

6-8мин.

8-10ми.

10-12мин.

Во время

утренней прогулки

 

Ежедневно

 

2мин.

2-4мин.

4-6мин.

6-8мин.

8-10ми.

10-12мин.

Во второй половине дня

Ежедневно

2мин

2-4мин.

4-6мин.

6-8мин.

8-10ми.

10-12мин.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами

 

Ежедневно

 

4мин.

5мин.

6мин.

6-8мин.

6-8мин.

Логоритмическая гимнастика

Ежедневно с воспитателем

 

Ежедневно с логопедом или воспитателем

2-3мин.

2-3мин.

3-4мин.

3-4мин.

4-5мин.

4-5мин.

Прогулки-походы в лес

 

---

1 раз в квартал

1 раз в месяц

30-35

мин.

90-100

мин.

до

120

мин.

120-140

мин.

Физкультурно-массовые мероприятия

Физкультурный досуг

/развлечение/

 

---

1 раз в месяц

10-15мин.

15мин.

20мин.

25мин.

30мин.

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе

 

1 раз в квартал

 

15-20мин.

30мин.

40мин.

60мин.

60мин.

День здоровья

1 раз в месяц /последний день месяца/

Неделя здоровья

1 раз в квартал

Общегородские спортивные праздники между д/садами

---

1 раз в квартал

 

 

Доп. видызанятийб

Группа ОФП

 

 

---

 

2 раза в неделю

 

25

мин.

Бассейн

 

 1 раз в неделю

1 раз в неделю

Хореография

 

---

1 раз в неделю

10 мин.

1 раз в неделю

15 мин.

20мин.

25мин.

25мин.

Совместная физк.озд.работа

Открытые мероприятия для родителей по физическому развитию

 

 

 

2 раза в год

 

 

15-20м.

20мин.

25мин.

 

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия с участием родителей

По плану воспитателя по физической культуре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РЕЖИМЕ ДНЯ

ДЕТЕЙ от 5 до 6 ЛЕТ.

Время

Режимные процессы

Оздоровительная работа

7:00-8:05

Утренний прием детей на улице, игры, совместная деятельность

-утренняя прогулка.

 

8:05-8:30

Утренняя гимнастика, гигиенические процедуры

-дыхательная гимнастика,

-оздоровительный бег.

8:30-9:00

Завтрак, игры детей

 

-гигиенические процедуры /умывание/,

-полоскание рта и горла теплой кипяченой

 водой,

самомассаж ушек.

9:00-10:20

Подготовка к занятиям,

учебно-игровая деятельность.

-артикуляционная гимнастика,

-пальчиковая гимнастика,

-психогимнастика, элементы дыхательной

  гимнастики.

-после физкультурных занятий – обширное умывание.

10:20-10:40

Лечебно-профилактическая работа

-посещение фитобара,

-витаминный стол,

-физиопроцедуры по назначению врача,

-массаж.

10:40-12:25

 Прогулка, возвращение с прогулки.

-оксолиновая мазь,

-воздушно-солнечные процедуры,

-индивидуальная работа  с детьми по

 физическому развитию,

-подвижные игры.

12:25-12:40

Обед.

-гигиенические процедуры /умывание/,

-прием лекарственных препаратов, 

  поливитаминов,

-полоскание рта и горла теплой кипяченой

  водой,

-чистка зубов.

12:40-15:00

Подготовка ко сну,  сон.

-сквозное проветривание спальной

 комнаты до сна,

-создание комфортной обстановки /спокойная музыка для засыпания/.

15:00-15:30

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

Создание доброжелательной атмосферы,

Закаливающие  мероприятия:

-воздушные процедуры,

-коррекционная гимнастика,

-самомассаж подошв ног,

-ходьба босиком по тропинке Здоровья,

-контрастное обливание стоп ног.

-ритмопластика /1 раз в неделю/

15:30-16:10

Совместная деятельность

-пальчиковая гимнастика,

-артикуляционная гимнастика,

-дыхательная гимнастика,

-элементы психогимнастики.

16:10-16:20

Ужин.

-гигиенические процедуры /умывание/,

-полоскание рта и горла теплой кип. водой.

16:20-17:30

Теплый период года – прогулка,

Холодный период года – игровая и совместная с воспитателем деятельность.

-игры с водой,

-соблюдение режима двигательной активности.

-создание эмоционально-благоприятной обстановки для детей.

17:30

Уход детей домой.

 

   Режим дня остается основой охраны здоровья и воспитания детей. Четкое выполнение режима способствует регулированию базовых физиологических потребностей ребенка, стабильности поведения, приучает его к организованности, активности, помогает сохранять устойчивую работоспособность.

Особое внимание необходимо уделять гигиене организации и проведения занятий с детьми. Необходимо обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки, а также достаточную двигательную активность ребенка в течение дня.